От эмиссии крипторубля до посадок за Биткоин — в коридоре примерно такой ширины идёт обсуждение правового статуса криптовалюты и отношения закона к операциям в России примерно с 2015 года. Инициатив, планов и предложений за это время было гораздо больше, чем реальных действий: просматривая заголовки новостей о статусе криптовалюты за эти годы, чаще всего можно встретить «планируют ввести…», «планируют запретить…», «планируют разрешить» и так далее. Изменчивость этих планов сравнима с волатильностью самих криптовалют.
За последние 5 лет предлагалось:
- легализовать майнинг и оборот криптовалюты,
- запретить, установить штрафы и наказания в виде тюремных сроков,
- выпустить национальную криптовалюту,
- считать криптовалюту деньгами / имуществом / иностранной валютой / цифровым товаром / финансовым активом,
- подождать, пока криптовалюты сами собой перестанут быть значимым явлением.
В 2020 в России наконец был принят закон «О цифровых финансовых активах», дающий определение криптовалюты, но он ещё не успел вступить в силу (1 января 2021), как поправка, которая может распространяться на криптовалютные кошельки граждан России, появилась в законопроекте «О валютном регулировании и валютном контроле». История продолжается. О предполагаемом введении национальной криптовалюты говорил статс-секретарь, заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный еще в 2020 году. Он сообщал в интервью, что данная идея обсуждается с заинтересованными сторонами — представителями банков, на встречах в Минфине и ЦБ РФ. Впрочем, «обсуждается» – не значит «будет реализована».
Более уверенно о подобных планах говорил министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров (по состоянию на 2016 год):
«Я так уверенно заявляю, что мы запустим крипторубль, по одной простой причине: если мы этого не сделаем, то через два месяца это сделают наши соседи по ЕврАзЭС».
Создание национальной криптовалюты было бы принципиальным шагом, отражающим интерес власти в развитии крипторынка. Другой возможной причиной интереса к криптовалюте стали международные санкции. Почти все страны мира, сталкивающиеся сегодня с санкциями, так или иначе имеют дело с криптовалютой.
Но дальше интереса дело пока нигде не заходило. В России идея крипторубля с тех пор тоже развития не получала. В том числе и потому, что вопросы монетарной политики находятся не в ведении Министерства связи, а Банк России ещё в 2014 выпустил информационное письмо о том, что сделки с криптовалютами будут рассматриваться как сомнительные. Сейчас, как и ранее, ЦБ в лице своего председателя Эльвиры Набиуллиной до сих пор, говорит об использовании криптовалют, в основном, с точки зрения рисков. В 2015 году ЦБ создал специальную рабочую группу для изучения технологии blockchain. Но он четко разделяет блокчейн как технологию и криптовалюту как производное от нее. ЦБ озвучивал свою позицию по обоим пунктам: он выступает за использование блокчейна, но против использования «денежных суррогатов».
На другом полюсе от Минсвязи в том же 2020 году выступил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, пригрозивший намерением ввести уголовную ответственность за использование криптовалют, включая биткоины:
«Необходимо активно бороться с различного рода «мыльными пузырями» на финансовом рынке, то есть финансовыми инструментами, не обеспеченными какими-либо ликвидными активами. Зачастую именно перенасыщенность рынка такими средствами влечет за собой финансовый кризис, который в дальнейшем переходит и на другие рынки».
Так далеко всё, к счастью, не зашло. Да и вопрос, почему борьбу с пузырями финансового рынка обсуждает Следственный комитет остался без ответа. Если для предотвращения пузырей крипторынка вводить уголовную ответственность за использование криптовалюты, то за что нужно вводить уголовную ответственность для предотвращения обвала рубля?
Посередине между энтузиазмом и стремлением все запретить находятся разнообразные попытки отрегулировать то, что есть, признавая существование криптовалюты и масштаб ее оборотов. Но ведомства никак не сходились во мнениях о допустимом статусе криптовалюты: в мае 2020 года заместитель председателя Центробанка Ольга Скоробогатова на выступлении в Госдуме рассказала, что Банк России предлагает идентифицировать криптовалюты в качестве цифрового товара и ввести их налогообложение.
Тремя месяцами позже, в августе 2020, Минфин России высказал другое мнение: заместитель министра финансов Алексей Моисеев заявил, что криптовалюта должна регулироваться как иное имущество и классифицироваться как финансовый актив; при этом должен быть предусмотрен запрет на продажу биткоинов частным лицам, а сделки на бирже должны быть доступны только квалифицированным инвесторам, добавив, что Минфин уже обсуждает возможность его реализации с ЦБ и Московской биржей. Замминистра финансов объяснил это защитой рядовых покупателей и продавцов от рисков крипторынка. В принципе, это был уже более гуманный вариант заботы, чем уголовная ответственность, но уши у намерения профессиональных трейдеров отпихнуть всех остальных от крипторынка проглядывали всё-таки слишком явно.
10 октября 2020 года на совещании по цифровым технологиям в финансовой сфере у президента России Владимира Путина уже глава Минфина России Антон Силуанов заявил, что государство намерено «возглавить и отрегулировать» процесс эмиссии и обращения криптовалют. На том же совещании были утверждены поручения Владимира Путина: он указывал на необходимость обозначить в российском законодательстве четкие формулировки «распределенный реестр», «цифровой аккредитив», «цифровая закладная», «токен», «смарт-контракт», «криптовалюта». Придавать криптовалюте статус денег не планировалось: все понятия должны быть сформулированы с учетом того, что рубль является единственным законным платежным средством в Российской Федерации.
Вскоре после этого, 28 декабря 2020 года, Минфин России и ЦБ РФ на заседании Общественного совета при Министерстве финансов представили первый вариант законопроекта о правовом регулировании использования цифровых технологий в финансовой сфере. Он в основном касался ICO, а правила оборота криптовалют в него вообще не вошли. Окончательный вариант законопроекта о регулировании криптовалют было решено подготовить в первом полугодии 2020 года.
В январе 2020 г Минфин представил обновленную версию законопроекта «О цифровых финансовых активах». В нём добавились юридически значимые определения таких терминов, как криптовалюта, токен, майнинг итд.
ЦФА (цифровые финансовые активы), включая токены и криптовалюту, определялись как имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств, а права собственности на них должны удостоверяются путем внесения записей в реестр цифровых транзакций. В законопроекте также подчеркивалось, что криптовалюты – не платёжное средство на территории РФ.
По замыслу Минфина, криптовалюту и токены в России легально можно только менять на деньги или другие цифровые активы, а делать это могут только специализированные юрлица, соответствующие федеральным законам «О рынке ценных бумаг» и «Об организованных торгах». Частным лицам было разрешено самостоятельно приобретать в рамках одного выпуска токены на сумму не более 50 тыс. руб., и только путем зачисления токенов на спецсчет, привязанный к электронному кошельку легального оператора (вышеупомянутого специализированного юрлица).
Пока Минфин разрабатывал законопроект, глава правительства России Дмитрий Медведев высказал довольно оригинальную позицию – в январе 2020 г. он предположил, что криптовалюта может оказаться временным явлением и через пару лет могут исчезнуть:
«Всех сегодня волнует вопрос о том, где предел криптовалютной гонки. Вообще, может быть, это тупиковая ветвь кибер-революции. Ведь нельзя полностью исключить, что не повторится сценарий, который случился в начале 90-х годов, когда появилось множество компаний на базе развивающегося Интернета, а в начале 2000-х эти компании в значительной степени исчезли. Но сама технология, я имею в виду Интернет, она не только сохранилась, но играет в нашей жизни сейчас ключевую роль. Точно так же через несколько лет могут исчезнуть и криптовалюты».
Но т.к. криптовалюта исчезать никуда не собиралась, законопроект обновлялся дальше, а 19 сентября 2020 года стало известно, что из последней версии пропало понятие «криптовалюта», а майнинг определяется только как выпуск токенов для привлечения инвестиций в капитал. Законопроект регламентировал только операции с токенами, но не сделки с криптовалютами, и их статус опять остался неясен.
Глава о «цифровых деньгах» (криптовалютах) также не вошла в законопроект «О цифровых правах», который был принят в марте 2019 года Госдумой, хотя содержалась в его изначальной версии. Этот законопроект представлял из себя поправки в Гражданский кодекс (ГК), цель которых – ввести базовые понятия для функционирования цифровой экономики, поэтому довольно странно, что в итоге ключевой термин так и не попал в законопроект. Эксперты и представители индустрии раскритиковали такой подход к регулированию: глава Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин высказывался, что законопроекты, рассматриваемые Госдумой по данной теме, не выполняют своей задачи и не способствуют регулированию и развитию уже существующей отрасли:
«Поправки, принятые в ГК, не содержат определений цифровых денег смарт-контрактов – ключевых понятий для криптоэкономики. Наличие устоявшихся на рынке и используемых в международных бизнес-отношениях понятий является необходимым условием развития криптоиндустрии нашей страны. В отсутствие таких определений участники децентрализованного рынка не смогут эффективно работать в рамках российской юрисдикции и будут вынуждены строить свой бизнес в других странах».
В середине мая 2020 года шум вызвал ставший известным случай требования Сбербанком обоснования доходов, которые клиенты получают от криптовалют. В опубликованном на Facebook-странице криптопредпринимателя Владимира Смеркиса письме одному из своих клиентов, Сбербанк просил прислать адрес криптокошелька, никнейм, информацию о фермах и помещениях для майнинга, а также оплаченные счета за электричество. Опубликовавший письмо рассказал, что получатель письма действительно переводил в Сбербанк деньги, полученные от обмена криптовалют, о чем уведомил банк.
«Нас очень сильно возмущает, каким образом Сбербанк может апеллировать терминами, которых в российском законодательстве еще не существует», — заявил Смеркис.
В том же 2020 году «Летучий университет» (Flying University) опубликовал рейтинг стран, в которых, по мнению экспертов, имеются наиболее благоприятные условия для разработки и развития бизнес-проектов, связанных с блокчейном и криптовалютами. Россия расположилась на 18-м месте рейтинга.
Подробности указа о криптовалюте
Чиновники должны будут отчитываться о своих цифровых финансовых активах с 30 июня 2021 г. Соответствующий указ 10 декабря 2020 г. подписал Президент России Владимир Путин.
К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта и токены. Госслужащие должны будут предоставлять в уведомление о своих цифровых финансовых активах, цифровых правах, «включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права», утилитарных цифровых правах, а также о своей цифровой валюте. Также чиновники должны отчитываться о цифровых активах своих супругов и несовершеннолетних детей.
Президент рекомендовал федеральным и региональным госорганам, ЦБ, государственным внебюджетным фондам и госкорпорациям руководствоваться этим указом в своих порядках по декларированию доходов. Сведения должны быть предоставлены в срок с 1 января по 30 июня 2021 года.
В июле 2020 г. Госдума приняла закон о цифровых финансовых активах (ЦФА). Закон вводит понятие цифровой валюты, но запрещает ее оборот на территории России и запрещает чиновникам владеть ею.
Путин подписал указ, по которому чиновники должны будут отчитываться об имеющихся в распоряжении криптовалюте и токенах
Так цифровой валютой признается совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые предлагаются в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей России, денежной единицей иностранного государства или международной денежной единицей, и в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора или узлов информационной системы, обязанных только за обеспечение соответствия порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению записей в такую информационную систему ее правилам.
Сроки обозначены
В случае принятия нового законопроекта он вступит в силу 1 января 2021 г. В документе, помимо штрафов, также указываются сроки и способы предоставления в налоговые органы сведений о криптовалюте.
Любую информацию о виртуальных деньгах россиянам, будь то физические или юридические лица, необходимо подавать в налоговую не позднее 30 апреля календарного года, следующего за отчетным календарным годом. Физическое присутствие в налоговой при этом не требуется – отчетность можно передать в электронной форме. Для этого физлица могут воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика, юрлица – «телекоммуникационными каналами связи». Что конкретно подразумевается под ними, в тексте документа не сказано.
Закон о налоге на криптовалюту
1 декабря 2020 г. Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект о налоге на криптовалюту. Документ признает криптоденьги имуществом и предполагает крупные штрафы за неправомерное и недостоверное декларирование сведений об операциях с ними.
Как писал СNews, документ представлял собой набор поправок к первой и второй частям Налогового кодекса России. Они подразумевают, что россияне (физические и юридические лица) будут обязаны уведомлять налоговый орган о получении права распоряжаться криптовалютой. Также им будет необходимо предоставлять полный отчет обо всех операциях с виртуальными деньгами и об их остатках на счете после проведения. Отчитываться обо всем этом перед налоговой будет необходимо в случае, если за календарный год оборот криптовалюты превысит сумму, эквивалентную 600 тыс. руб. Под оборотом понимаются как поступления, так и списания денежных средств.
Наказание за неподчинение
Для стимулирования владельцев криптовалют сообщать о своих активах и операциях с ними в налоговую новый законопроект Правительства предусматривает и ряд наказаний. Так, непредоставление информации о получении права распоряжаться криптоденьгами россиянам придется выложить из своего кармана 50 тыс. руб.
За криптовалюту придется платить. За неуплату налогов — тоже
Отказ раскрывать налоговой сведения об операциях с криптовалютой тоже будет приводить к штрафам. Их размер не фиксирован – он составит ровно 10% от наибольшей из двух сумм – поступления или списания виртуальных денег. Кара за неуплату налога на операции с криптой составит 40% от суммы неуплаченного налога.
Другие инициативы, касающиеся криптовалют
В ноябре 2020 г. Министерство финансов России (Минфин) выступило с предложением сажать россиян в тюрьму за нарушение правил обращения криптовалют. Ведомство подготовило пакет поправок сразу к двум российским кодексам — Уголовному и Уголовно-процессуальному.
Согласно предлагаемым изменениям, владельцы криптовалют, будь это биткоин (Bitcoin), эфир (Ethereum), монеро (Monero) и др., могут быть лишены свободы на срок до трех лет. Всего же власти предусмотрели несколько видов уголовного наказания, в зависимости от тяжести преступления. Так, помимо временного «переезда» в места не столь отдаленные, владельцам криптовалют грозят штрафы до 2 млн руб. и принудительные работы на срок до пяти лет.
Уголовное наказание будет грозить владельцам криптовалют в случае, если они не будут отчитываться перед налоговыми органами об операциях с виртуальными деньгами. К примеру, реальный срок будет присужден тому, кто дважды за три года не сообщил об операциях с криптой на сумму от 45 млн руб. Также тюрьма станет следствием предоставления ложных сведений.
Поправки, предложенные Минфином, имеют отношение к закону о регулировании криптовалют, в котором виртуальные деньги называют «цифровыми финансовыми активами» (ЦФА). Документ был принят Госдумой в третьем чтении 22 июля 2020 г. и одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 г. Президент России подписал его 31 июля 2020 г. Закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (259-ФЗ) вступит в силу 1 января 2021 г.
- В каком ЦОД разместить оборудование Colocation? Найти ответ на ИТ-маркетплейсе Market.CNews
- Короткая ссылка
- Распечатать
Законопроект «О цифровых финансовых активах» — что с ним не так?
Российские законопроекты в данной области оставляют тяжёлое впечатление. У меня, например, складывается ощущение, что у авторов, конечно, есть видение того, что они хотят получить в результате, но это видение никак не соотносится с реальностью, в которой мы находимся. Я обсуждал данный законопроект с некоторым количеством специалистов отрасли— даже самые лояльные из них не верят, что этот закон может выполняться в реальности.
Для легализации рынка криптовалют не обязательно придумывать что-то своё, можно использовать опыт других стран: они уже сделали ошибки, которых можно избежать, получили положительный опыт, который необходимо учесть.
Выводы
В заключение хочется подытожить, что Bitcoin и другие криптовалюты – это хорошее и интересное решение для получения прибыли, но в основном для тех инвесторов, которые готовы к риску, ведь отсутствуют какие-либо гарантии минимальной доходности или, хотя бы, безубыточности вложений. Любой инвестор, который собирается работать с криптовалютой, должен четко понимать, что это такое, и иметь продуманный план действий для всевозможных сценариев развития событий. Наши консультанты с радостью помогут Вам в этом. Обращайтесь за детальными консультациями по электронному адресу
Также тем, кто решает инвестировать в криптовалюты, очень важно следить за всеми изменениями в законодательствах разных стран касательно виртуальных валют, коротко говоря, им нужно быть в курсе всех нововведений. Для этого подписывайтесь на наш портал и будете вовремя узнавать о всех важных новостях.
Предпосылки правового регулирования крипторынка
Виртуальные активы могут рассматриваться в качестве:
- виртуального имущества;
- электронной валюты;
- ценной бумаги;
- товара.
То есть криптовалюта пытается взять на себя функцию инструмента для накопления капитала, а также выступить в роли платёжного средства. Такое сочетание характеристик требует внедрения методов правового контроля на законодательном уровне.
Одной из основных причин возникновения необходимости государственного регулирования криптовалютного рынка являются мошеннические схемы для отмывания денег. Отсутствие должного внимания со стороны контролирующих органов к цифровой валюте позволяет мошенникам незаконно обогащаться.
Анализ ситуации на рынке цифровых валют в 2020 году позволил выявить несколько основных методов незаконного обогащения.
ICO
Одним из самых известных видов мошенничества на криптовалютом рынке считаются различные аферы, связанные с привлечением инвестиционных капиталов.
По инициативе недобросовестных создателей стартапов в убытках оказалось множестов инвесторов. Согласно исследованию, проведённому в конце 2020 года Satis Group LLC, 81 % ICO, которые они проанализировали, были признаны мошенническими, 6 % фактически потерпели неудачу и только 8 % торгуются на бирже. При этом законодательной базы для регулирования этого направления до сих пор нет во многих странах.
Ситуация усугубляется тем, что добросовестные команды создателей тоже не всегда могут качественно разработать и запустить собственный проект. В результате чего инвесторы опять-таки оказываются с убытками, а возврат средств гарантировать невозможно.
Финансовые пирамиды
Ярким примером таких мошеннических схем можно считать компанию Bitconnect, которая, казалось бы, вела успешную деятельность, а запущенная ею цифровая валюта BCC некоторое время находилась в двадцатке крупнейших по капитализации криптовалютных активов.
Стоимость проекта во время его успешного функционирования оценивалась в более чем миллиард долларов США. Но в какой-то момент владельцы закрыли доступ к большинству сервисов, которые использовались для взаимодействия с сообществом. После чего в течение следующих нескольких дней произошло резкое обесценивание токена, который больше не восстановился.
Криптоджекинг
Суть данной схемы незаконного обогащения заключается в распространении вирусов для мобильных устройств и персональных компьютеров. Вредоносная программа использует ресурсы гаджета для майнинга криптовалют. Владелец о происходящем чаще всего не догадывается.
Основные симптомы появления вируса скрытого майнинга:
- устройство начинает медленнее работать;
- происходит быстрая разрядка батареи;
- случаются поломки, связанные с перегрузкой системы.
Предпринимаются попытки предупредить распространение подобных вирусов, но скрытый майнинг продолжает развиваться. Вредоносное программное обеспечение совершенствуется, поэтому обнаружить угрозу становится сложнее.
Кража конфиденциальных данных с помощью мобильных приложений и ПО
Отсутствие правового регулирования позволяет авторам стартапов обманывать своих вкладчиков путём распространения приложений, которые предназначены для кражи персональной информации пользователей. Такие программы могут появляться на официальных ресурсах, в том числе в Google Play.
Повышенную опасность несёт появление в магазинах приложений неофициальных версий программного обеспечения известных криптовалютных бирж. Например, в прошлом году было зафиксировано распространение четырёх разных вариантов программного обеспечения от торговой платформы Poloniex. Хотя в реальности биржа не выпускала приложений.
Недобросовестные обменные площадки
Серьёзный общественный резонанс вызвала афера, связанная с южнокорейской биржей HTS Coin. Использование мошеннических схем позволило сотрудникам компании обворовать своих инвесторов. Прямая кража денег происходила благодаря возможности изъятия средств с клиентских банковских счетов, при этом у финансового регулятора отсутствовали законные причины для блокировок.
После этого случая во многих странах начали активно обсуждать вопрос правового регулирования рынка криптовалют. Некоторые финансовые компании тут же получили запрет на использование цифровой валюты для платежей.
Появление вредоносных приложений для доступа к кошелькам с криптовалютой
Для хранения цифровой валюты используются специальные кошельки. В сети распространены различные виды программного обеспечение для кражи виртуальных монет с программных счетов. Поддержка со стороны банков и государственных органов могла бы обеспечить дополнительную защиту для владельцев электронных сбережений.
Мошеннические сайты, которые копируют дизайн криптовалютных кошельков
Использование фишингового программного обеспечения или мошеннических сайтов приводит к краже данных для доступа к кошелькам. Подобные случаи не редкость среди держателей виртуальной валюты. Пользователю достаточно ввести свой приватный ключ или пароль на сайте-двойнике и данные тут же будут использованы для кражи средств.
Таким образом, законодательное регулирование криптопространства — назревшая необходимость, способная уберечь многих инвесторов от потери капитала.
Обратите внимание! В эпоху коронавируса все ищут дополнительные возможности заработка. Удивительно, что альтернативными способами зарабатывать можно гораздо больше, вплоть до миллионов рублей в месяц. Один из наших лучших авторов написал отличную статью про заработок на играх с отзывами людей.