Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег
(ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF)[1] — межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет, и 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, разработанные после 11 сентября 2001 года. В 2012 году ФАТФ внес изменения и пересмотрел 40+9 рекомендаций, создав 40 новых рекомендаций, контролирующих процесс ОД/ФТ/ФРОМУ.
Президент Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) — Маркус Плеер
Деятельность и структура[ | ]
Основным инструментом принятия решений ФАТФ является Пленарное заседание, которое собирается три раза в год, а также рабочие группы ФАТФ:
- по оценкам и имплементации;
- по типологиям;
- по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег;
- по обзору международного сотрудничества.
ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне являются Подразделения финансовой разведки (ПФР), отвечающие за сбор и анализ финансовой информации в пределах каждой конкретной страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путём.
Черный список оффшоров FATF 2020
Если законодательство страны имеет серьезные недоработки, формально позволяющие компаниям уклоняться от уплаты налогов или осуществлять мошеннические действия, она неизбежно попадает в черный список, и имеет право выйти из него только через 5 лет, после устранения всех недочетов и тщательной оффлайн проверки представителями FATF.
Также в черный список автоматически попадают страны, замешанные в крупных международных экономических скандалах или ситуациях, связанных с организацией и финансированием терроризма. Актуальный в 2020 году перечень неблагонадежных стран включает в себя всего 2 юрисдикции:
- КНДР
- Иран
Регистрировать бизнес на этих территориях не запрещено, однако у иностранных фирм, созданных в КНДР или Иране, чаще всего возникают сложности с деловой репутацией и открытием корпоративных счетов в международных банках. Не стоит путать черные списки FATF и Евросоюза, они основываются на не одинаковых критериях, а нахождение в них влечет за собой разные санкции для стран.
Члены[ | ]
Государства:
- Австралия,
- Австрия,
- Аргентина,
- Бельгия,
- Бразилия,
- Великобритания,
- Германия,
- Гонконг (Китай),
- Греция,
- Дания,
- Израиль,
- Индия,
- Ирландия,
- Исландия,
- Испания,
- Италия,
- Канада,
- Китай,
- Люксембург,
- Малайзия
- Мексика,
- Нидерланды,
- Новая Зеландия,
- Норвегия,
- Португалия,
- Российская Федерация (с 19 июня 2003 года),
- Республика Корея,
- Саудовская Аравия
- Сингапур,
- США,
- Турция,
- Финляндия,
- Франция,
- Швейцария,
- Швеция,
- ЮАР,
- Япония.
Международные организации:
- Еврокомиссия,
- Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.
C 2004 года в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Региональные группы по типу ФАТФ (РГТФ)[ | ]
Основная статья: Региональные группы по типу ФАТФ
Важную роль в глобальном распространении международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма играют группы, создаваемые по типу ФАТФ в различных регионах мира.
Основной задачей таких структур является осуществление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствующих регионах, в частности, путём проведения взаимных оценок национальных систем своих членов на соответствие международным стандартам борьбы с отмыванием денег (в частности, 40+9 Рекомендациям ФАТФ) и проведения исследований тенденций и методов (типологий) отмывания денег и финансирования терроризма, характерных для данного региона.
ФАТФ и региональные группы по типу ФАТФ совместно образуют единую международную систему (сеть) по распространению и внедрению международных стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также по контролю над их выполнением на национальном уровне.
В настоящее время в мире существует 8 региональных групп по типу ФАТФ:
- Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ);
- Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ);
- Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГАФИСУД);
- Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ);
- Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ);
- Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ);
- Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (КФАТФ);
- Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА).
Сходные с РГТФ функции имеет Офшорная группа банковского надзора (ОГБН), что позволяет также причислить её к региональным группам по типу ФАТФ.
Еще одна региональная группа — Группа Центральной Африки по борьбе с отмыванием денег (ГАБАК), которая имеет аналогичные с РГТФ цели и задачи, — пока не получила признания ФАТФ в качестве региональной группы по типу ФАТФ.
Росфинмониторинг вводит банковские санкции против 41 страны
Банки должны незамедлительно сообщать в Росфинмониторинг об операциях клиентов (как граждан, так и компаний), являющихся резидентами 41 страны: США, Канады, Евросоюза (включает 28 государств), Австралии, Норвегии, Ирана, Сирии, Судана, Новой Зеландии, Аргентины, Мексики, Швейцарии, Северной Кореи и Ямайки. Это следует из письма Росфинмониторинга, разосланного на днях в российские банки (есть у «Известий»). Если банк будет пренебрегать этим требованием, его действия будут квалифицированы как нарушение антиотмывочного 115-ФЗ, крайняя мера за нарушение этого закона — отзыв у банка лицензии. Сделки клиентов из новоиспеченного черного списка признаются «сомнительными» и не рекомендуются банкам к проведению.
Согласно требованию Росфинмониторинга, банки при приеме на обслуживание клиента должны выяснить, является ли он резидентом государства из черного списка. Этот перечень, по словам близкого к ведомству источника, является новым, он сформирован «в соответствии с текущей политической и экономической ситуацией в мире и в России». Из черных списков у Росфинмониторинга сейчас действует «Перечень террористов и экстремистов» (fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act).
В письме состав списка объясняется. Это: страны, в отношении которых РФ ввела санкции в ответ на изначальные санкции с их стороны; государства, не выполняющие требования FATF (межправительственная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, Россия является ее участницей); страны, которые поддерживают терроризм; страны, которые не ведут борьбу с коррупцией; государства, потворствующие свободному обороту наркотиков.
В письме отдельно описано, что подразумевается под санкционными странами — речь о странах, в отношении которых Россией введены специальные экономические меры (временные, для защиты интересов граждан РФ). К этим мерам отнесены: приостановление реализации совместных программ в сфере экономики, прекращение оказания технической помощи и приостановка военного сотрудничества; ограничение или полный запрет на проведение финансовых трансакций с такими странами; запрет/ограничение внешнеэкономических операций; приостановка действия международных торговых договоров; изменение сумм ввозных/вывозных пошлин; запрет на выход в порты РФ и использования российского воздушного пространства; ограничение на туризм; запрет на сотрудничества в области науки/отказ от него.
Как видно из перечня (см. таблицу), он в значительной степени сформирован из стран, которые ввели санкции против России. Иран, Сирия и Северная Корея попали в перечень, потому что не соблюдают правила FATF. Новая Зеландия якобы пренебрегает борьбой с коррупцией, но, скорее всего, ее включение в список связано с поддержкой санкций против России — по той же причине, по всей видимости, присовокупили Швейцарию. Ямайка, Мексика, Аргентина находятся в перечне из-за того, что недостаточно активно, по мнению Росфинмониторинга, борются с наркоторговлей.
По логике Росфинмониторинга, банки должны оценивать операции с резидентами из стран черного списка как «сомнительные» и незамедлительно сообщать о них финразведке. По словам источника, близкого к ведомству, «если банки хотят проблем — пусть рискуют и проводят такие операции». У банков есть специальные программы и каналы, по которым сообщения уходят в ведомство Юрия Чиханчина. Многие документы в финразведку нельзя сформировать автоматизированно, и сотрудникам банков приходится вбивать данные вручную. Отчитываться перед финразведкой банки должны по 115-ФЗ: сейчас по сделкам свыше 600 тыс. рублей отчет нужно отправить в течение трех дней, по «сомнительным» сделкам нужно извещать Росфинмониторинг «незамедлительно». Банки оценивают степень подозрительности операций на основании Положения ЦБ 262-П о клиентских операциях повышенного уровня риска, также ведомство регулярно выпускает письма под грифом Т, в котором описывает схемы незаконного отмывания денег и меры по борьбе с этими нарушениями.
За активное проведение подозрительных сделок банки могут серьезно пострадать, нарушение 115-ФЗ — частый аргумент, с которым ЦБ отзывает лицензии. В 2014 году ужесточен критерий «высокой вовлеченности банков в проведение сомнительных операций» — снижены порог сомнительных сделок с 5 млрд до 3 млрд рублей, а также доля сомнительных наличных операций с 5% до 4% дебетового оборота по счетам клиентов (письмо 92-Т от 21 мая 2014 года).
— Сейчас Росфинмониторинг решил ввести новый критерий выявления признаков необычных сделок в целях борьбы с отмыванием и финансирования терроризма, — говорит источник, близкий к Росфинмониторингу. — Страновой подход обусловлен введенными США и ЕС санкциями и ответными действиями России. Это основная причина. Логика Росфинмониторинга заключается в том, что российские банки должны соблюдать и защищать интересы родной страны, учитывать ее позицию на международной политической арене. Обслуживание нашими банками клиентов из стран, которые не препятствуют наркоторговле, терроризму, коррупции, не соблюдают правила FATF, также не лучшим образом влияет на восприятие России другими державами.
Как пояснил «Известиям» замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный, финразведка ведет последовательную борьбу с незаконными операциями с момента своего основания более 10 лет назад.
— Соответственно, делать однозначный вывод о том, что новация обусловлена только последними событиями, неверно, — говорит Ливадный. — Росфинмониторинг, как и ЦБ, периодически выпускает информационные письма по поводу незаконных финансовых операций, часто финразведка является соавтором писем ЦБ, и ряд из них был написан с использованием «странового подхода» (например, по поводу «фиктивного импорта» /news/581541. — «Известия»). Борьба с отмыванием денег идет всегда, не только в период финансовых потрясений, которые, если говорить о текущей ситуации в России, сходят на нет.
Управляющий директор Иван Кабулаев говорит, что страновой характер подозрительных сделок активно применяется службами внутреннего контроля европейских и американских банков.
— Конечно, они традиционно относят другой набор стран к подозрительным юрисдикциям. В этом перечне все государства, что входят в черный список FATF и офшорные юрисдикции, — говорит Кабулаев. — Список Росфинмониротинга необычен тем, что там в одном ряду стоят США (где, пожалуй, самый строгий в мире compliance, то есть уровень соблюдения законодательства) и Иран с Сирией и Суданом (они сами под санкциями США). С другой стороны, как составляющая часть российских ответных санкций такой список вполне состоятелен. Впрочем, включение в него Европейского союза, с которым у нас самые крепкие торговые связи, может осложнить даже экспорт нефти и газа, не говоря уже о финансовых потоках, которые часто идут через Кипр, Швейцарию и Люксембург.
Руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг констатирует, что санкции финразведки — это попытка применить симметричные меры по отношению к действиям иностранных коллег, негласно тормозящим любые финансовые транзакции с участием российских резидентов.
— Использование инструментов борьбы с отмыванием и финансированием терроризма в целях усложнения денежного оборота с отдельными странами обессмысливает всю систему противодействия отмыванию, — сетует Кенигсберг. — Банкам проще было бы направлять всю информацию об операциях со всеми нерезидентами напрямую в Росфинмониторинг.
Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко говорит, что в результате простые операции — например, снятие иностранным резидентом наличности со своего счета — могут затягиваться на неопределенный срок или вообще не проводиться банком. В этих случаях у клиента практически нет юридических инструментов для ускорения операции, отметил Бабенко.
Начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова отмечает, что понятие «страновой риск» в качестве одной из категорий риска введено Банком России в 2012 году.
— Страновой, территориальный подход и ранее применялся банками при установлении договорных отношений и в мониторинге операций клиентов, — говорит Багатова. — Так, банки уделяли особое внимание клиентам, зарегистрированным в офшорах, либо проводящим расчеты в рамках стран Таможенного союза, либо в случаях, когда юрисдикция банка не совпадает с юрисдикцией контрагента. Однако факт регистрации на определенной территории является лишь косвенным признаком при оценке риска и операций клиента. Согласно рекомендациям Банка России в отношении сомнительных операций, отнесение их к категории подозрительных и направление сведений в Росфинмониторинг должно быть основано на всестороннем анализе с применением критериев необычных операций.
Ведущий эксперт Raex Брий Беликов отмечает, что новые требования финразведки имеют экономические основы и выглядят последовательными на фоне снижения объемов денежных потоков между Россией и санкционными странами.
— Из-за санкций объем операций сократился, и резко возросла вероятность, что разнообразные и растущие операции со странами, например, ЕС имеют необычный характер, — рассуждает Беликов. — Другими словами, если устойчивые на протяжении последних лет объемы трансакций между резидентами разных юрисдикций не пострадали в результате введения санкций, высока вероятность того, что под видом внешнеторговых отношений технические компании маскировали схемы вывода капитала. Таким образом, Росфинмониторинг собирается контролировать все сомнительные операции.
Ссылки[ | ]
- Официальный сайт ФАТФ https://www.fatf-gafi.org
- Годовой отчёт FATF, 2005—2006 https://www.fatf-gafi.org/dataoecd/0/0/37029619.pdf
- A review of the FATF Principles — ‘The Global Standard’ from Rohanbedi.com https://www.rohanbedi.com/FATF40.pdf
- Training and seminars on FATF, etc interpretation, application, compliance and implementation] from The Anti Money Laundering Network https://www.antimoneylaunderingtraining.com/
- Analysis and comparison of FATF / similar bodies provisions] — for members of The Society of Anti Money Laundering Professionals https://www.socamlpro.org/
- 40 Рекомендаций FATF для национальных законодательств
- Hardington Services Ltd
- Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения — РЕКОМЕНДАЦИИ ФАТФ (февраль 2012). Документы ФАТФ
Для улучшения этой статьи желательно:
Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником. |
Серый список оффшоров FATF 2020
Так называемый, серый список состоит из стран, репутацию которых нельзя назвать плохой. Однако, по мнению FATF, их нормативная база содержит существенные недочеты, поэтому риск возникновения мошеннических действий в сфере экономики считается повышенным. Они находятся под пристальным вниманием и в любой момент могут перекочевать из серого списка в черный:
- Албания
- Багамские острова
- Барбадос
- Ботсвана
- Камбоджа
- Гана
- Ямайка
- Маврикий
- Мьянма
- Никарагуа
- Пакистан
- Панама
- Сирия
- Уганда
- Йемен
- Зимбабве
- Исландия
- Монголия
Покинуть серый список тоже можно. Для этого юрисдикции необходимо претворить в жизнь около 40 рекомендаций FATF, доказать это документально и попросить представителей комиссии о визите и проверке на месте. Заседания международной комиссии по предотвращению финансовых преступлений происходят не реже, чем 2 раза в год. Выбирая страну для регистрации бизнеса, стоит помнить о том, что риск не всегда оправдан.
В мире есть классические оффшорные зоны, имеющие хорошую репутацию и, в то же время, предлагающие лояльные системы налогообложения и повышенный уровень анонимности для бенефициарных владельцев. Например, Сингапур, Белиз или Маршалловы острова. Сделать окончательный выбор поможет консультация юристов компании IT-OFFSHORE. Мы расскажем о новейших изменениях в законодательстве и особенностях регулирования финансовой сферы стран-участниц черного и серого списков FATF.