Блокчейн и логистика: как новая технология изменит сферу грузоперевозок

Лидеры рынка уже давно добиваются большей прозрачности в процессе поставок, актуализации данных и снижение расходов на посреднические функции. Итак, как блокчейн в цепочке поставок может изменить глобальную экономику?

В зависимости от продукта современная цепь поставок может состоять из десятков или даже сотен этапов и растягиваться на тысячи километров по всему миру. Перевозками управляют десятки специалистов, которым приходится работать с тоннами документов, а логистические процессы иногда затягиваются на недели и месяцы.

Цепи поставок становятся все сложнее, а прозрачности в коммуникации между ее участниками все меньше, из-за этого заказчики и клиенты не до конца понимают ценность продукта. Помимо этого, если возникают подозрения в недобросовестности одного из участников, обнаружить нарушения также нелегко.

Поэтому многие эксперты возлагают большие надежды на блокчейн в логистике. В этой статье мы расскажем, как он помогает упростить управление перевозками.

Что такое блокчейн?

Многие слышали термин «блокчейн» в контексте криптовалюты. На самом деле блокчейн пригоден и для других целей: помимо оплаты услуг его можно использовать для обмена или отслеживания данных, а также для заключения контрактов и иных договоренностей.

Если не вдаваться в подробности, суть блокчейна такова. Допустим, два человека поспорили на 1000 рублей о том, какая погода будет в Москве в определенный день. Спор можно разрешить тремя способами:

 

Читайте также:  Что такое скам и как под него не попасть? 5 лучших советов по защите вложений!

 

  • довериться друг другу (ненадежно, так как один из участников может нарушить уговор);
  • заключить договор (требует времени и денег);
  • оба участника спора передают 1000 рублей третьей стороне, которая определяет победителя и передает ему «призовой фонд» (максимально ненадежный вариант, так как третья сторона может забрать деньги себе).

Блокчейн предлагает прозрачную и надежную вариацию третьего способа. Роль третьей стороны играет программа, которая примет взносы от участников, автоматически проверит погоду в нужный день и отправит деньги победителю спора. Оба участника имеют доступ ко всем этим операциям (или транзакциям).

Любая транзакция записывается в блок, несколько копий которого хранятся на нескольких компьютерах (или нодах). Вместе они образуют цепь блоков – блокчейн, которая обеспечивает повышенную прозрачность и безопасность. Каждый блок содержит ссылки на «соседей»: предыдущий и следующий, поэтому любые несанкционированные изменения в одном блоке выводят из строя всю цепь. Кроме того, блокчейн – децентрализованная система, так как у всех его участников одинаковый уровень доступа.

Будущее цепочек поставок

У блокчейна есть потенциал, чтобы преобразовать цепочку поставок и изменить способ, которым мы производим, продаем, покупаем и потребляем товары. Прозрачность, отслеживаемость и безопасность цепочки поставок будут иметь большое значение для создания новых экономических систем, более безопасных и намного более надежных, чем сейчас. Это способствует доверию и честности, мешая тем, кто предпочитает использовать сомнительные методы.

Рады вам сообщить дорогие читатели, что мы запустили канал новостей в мобильном приложении Telegram. Присоединяйтесь и получайте первыми самые свежие новости из мира криптовалют и финтеха.

#блокчейн #цепочки поставок

Какие проблемы решает блокчейн в логистике?

В минувшем столетии цепи поставок были сравнительно простыми, так как торговля шла главным образом внутри регионов. Со временем переход от железнодорожных перевозок к автомобильным и компьютеризация логистики привели к заметному смещению акцентов в управлении цепями поставок.

Блокчейн в логистике повышает надежность и прозрачность цепи поставок. Он помогает избежать расхождений в документации: например, если перевозчик и грузополучатель по-разному трактуют время доставки, страдает показатель on-time delivery.

С блокчейном же этого можно избежать, так как все участники цепи поставок имеют доступ к одной и той же версии всех товаросопроводительных документов. Кроме того, весь обмен данными записывается в блоки, удалить или изменить эту информацию невозможно, поэтому при разногласиях найти корень проблемы гораздо легче.

Приведем пример: допустим, крупный магазин одежды гарантирует покупателям, что вся продукция производится в России. В свою очередь, компания-производитель закупает хлопок в Узбекистане, а перевозчик гарантирует доставлять нужный объем на склад каждую неделю. Такой процесс устраивает всех участников цепи поставок.

Со временем процесс может поменяться. Например, производитель решит сэкономить, заказав менее качественный хлопок в Туркменистане. Сделать это втайне от ритейлера не получится, так как у него есть доступ ко всем транзакциям. Аналогичную пользу блокчейн дает, если возникают непредвиденные сложности: к примеру, перевозчик не успевает доставить груз в срок, так как водитель попал в ДТП – все участники цепи поставок сразу же об этом узнают.

Блокчейн и логистика: как новая технология изменит сферу грузоперевозок

Транспортная логистика — система организации доставки товаров из одного места в другое – является составной частью международных грузоперевозок. Ее ключевые задачи – сократить сроки выполнения заказов, упростить документооборот, обеспечить сохранность и безопасность товаров в ходе транспортировки. Но решить их оперативно и без потерь удается далеко не всегда.

Несмотря на всеобщую доступность сети интернет, процесс грузоперевозок остается далеким от идеала из-за сложностей взаимодействия между звеньями цепочки, в которую входят логисты, заказчики, получатели, государственные и посреднические структуры и др.

Иногда цепочка рвется даже из-за минимального отклонения от графика. Помимо всего прочего, ситуация осложняется бумажной волокитой, а также многочисленными таможенными процедурами, в том числе декларированием грузов и оформлением документов.

Внедрение блокчейна позволит изменить парадигмы, сформировавшиеся в современных международных перевозках. Через smart-контракты и создание единой открытой информационной базы появится возможность управлять глобальной торговой сетью. Логистика, выстроенная на основе блокчейна, заставит компании работать эффективнее и совершать меньше ошибок, поскольку конкуренция внутри отрасли усилится.

 

Читайте также:  Обзор криптографического алгоритма Ethash, майнинг криптовалют

 

Процесс интеграции новой технологии в отрасль уже начат, но до всеобщего внедрения предстоит пройти долгий путь.

Контейнеры как протокол

Около 90% мировых грузоперевозок осуществляются водным транспортом. Спросите у любого более-менее сведущего человека, и он расскажет, насколько важна роль морских контейнеров в интермодальных перевозках (при которых процесс доставки товара от начала до конца контролирует одна и та же организация).

А ведь вплоть до середины прошлого века все было иначе: контейнеры были разного размера, товары приходилось перегружать при перемещении их с одного вида транспорта на другой. Стандартизация металлического гофро-контейнера дала возможность использовать его на морских судах, автомобильном транспорте и на железной дороге в любой стране мира. Эта идея совершила революционные изменения в транспортной логистике, создала протокол для судоходства и сделала доставку и передачу грузов более эффективной.

Технология blockchain – это тоже протокол

Трансформация, которая ждет логистику после внедрения нового цифрового протокола, будет не менее впечатляющей. Как и станартизированный контейнер, blockchain сделает все процессы более эффективными, позволит всем заинтересованным сторонам отслеживать передвижение товара в режиме онлайн, унифицирует процедуру передачи грузов.

Сегодня крупные судоходные компании продолжают присоединятся к созданному на базе блокчейна Транспортному альянсу, тем самым признавая жизнеспособность и перспективы использования новой технологии в этой отрасли. Уже сейчас эффективность перевозок заметно повысилась, и это гарантия того, что рано или поздно использование блокчейна станет отраслевым стандартом.

Документооборот на базе blockchain

Коносамент – это договор, определяющий ответственность компании за сохранность груза в ходе доставки, устанавливающий условия его перевозки и доставки. С интеграцией технологии blockchain каждая запись при приемке и передаче грузов будет записана в системе и видна любому ее участнику. Тем самым будет обеспечено соблюдение условий коносамента.

Когда на одном из этапов с грузом возникают проблемы, поставка задерживается, транспортные расходы увеличиваются. Это происходит из-за того, что порой соглашения могут быть очень сложными, состоящими из множества звеньев цепочки. Иногда компания, которая доставляет товар получателю, находится за десятки тысяч километров и ничего не знает об отправителе груза. В результате уведомления между участниками цепочки доходят медленно, решение проблем затягивается.

С блокчейном дело обстоит иначе. Все стороны, имеющие отношение к сделке, имеют возможность следить за перемещением груза. По записям в единой децентрализованной базе данных можно быстро определить, где и когда что-то пошло не так.

Повышение скорости и удобства

Скорость прохождения маршрута — еще один показатель, который можно улучшить с помощью децентрализации. Крупные судоходные и компании, владеющие огромными грузовыми судами с тысячетонным водоизмещением, подолгу заполняют сборные контейнеры на своих линиях, по пути заходят в разные порты, чтобы выгрузить часть заказов. Все это вынуждает клиентов терять время. Более мелкие перевозчики, напротив, могут обеспечит более выгодные маршруты и оперативную доставку товаров, а это в свою очередь обеспечит большую гибкость всей судоходной отрасли.

 

Читайте также:  Финансовая подушка безопасности – что это такое и как лучше хранить в ней деньги

 

Сертификация

Сертификация товаров является тем участком, где блокчейн, пожалуй, необходим более всего. Ожидается, что данная технология в сочетании с IoT (Интернетом вещей) позволит обеспечить автоматизацию процесса сертификации товаров, подлинности отправления и защиты от доступа третьих лиц. Впоследствии smart-контракты гарантируют не только своевременность доставки, но и автоматический возврат оплаты или замены товара в случаях, когда условия договора по каким-т причинам не были выполнены.

Действующие блокчейн-проекты

  1. Платформа ShipChain (монеты ship и tge) планирует вносить информацию о своих поставках в блокчейн сети Эфириум. Технология предполагает использование отдельных зашифрованных географических координат через smart-контракты. Информация о месторасположении таких маршрутных точек будет доступна только сторонам, принимающим участие в отправке. Данные о самих грузах и их гео-маршрутных координатах будут вноситься в блокчейн, равно как и подтверждение отправки и доставки. Договор заполняется и тоже вносится в блокчейн.
  2. Проект Filament соединяет промышленное оборудование с транспортными контейнерами с блокчейном через «Инернет вещей». Смарт-вещи самостоятельно выполняют возложенные на них функции, используя специальное ПО Blocknet.
  3. Стартап 300cubits работает на blockchain Ethereum и развивает стратегию овербукинга в судоходстве. Транзакции внутри платформы осуществляются с помощью внутреннего токена TEU.
  4. Компания Nyshex ставит своей целью повышение доверия между отравителями и транспортными компаниями через внедрение системы smart-контрактов. Для нарушителей договоров предусмотрена система штрафов.

Выводы

Транспортная отрасль в целом и логистика в частности сегодня остро нуждаются в новых решениях, будь то блокчейн, smart- контракты или сопровождение грузов. Без этого и заказчики, и перевозчики продолжают нести убытки или как минимум упускают шанс стать более эффективными.

Ранее мы писали о том, какие прогрессивные изменения принесет технология bockchain в сельскохозяйственную отрасль.

  • 1shares
  • 0
  • 0
  • 1

Пока не применяем, но присматриваемся

Владислав Фадеев, генеральный директор FKKGroup:

«На сегодняшний день у нас есть возможность развивать смарт-контракт на базе грузоотправителей и грузоперевозчиков при условии активного сотрудничества всех участников процесса перевозок. На мой взгляд, для этого необходима законодательная поддержка перевода сопроводительного документооборота по всем логистическим процессам в электронный вид».

Максим Захаров, заместитель директора по информатизации и технологическому обеспечению АО «РЖД Логистика»:

«О внедрении смарт-контрактов в нашей компании пока говорить рано, поскольку необходимо создать все предпосылки. Сам рынок должен быть готов к таким правилам игры.
Например, в настоящий момент мы плотно занимаемся задачей внедрения электронного документооборота при взаимодействии с клиентами и партнерами. Первые тесты с одним из крупнейших контрагентов проведены, и они показали проблемы, которые мешают двигаться вперед. В их числе отсутствие во многих компаниях внутренних регламентов, которые легализуют использование документооборота, плюс внесение изменений в текущие договора, нормативные документы и тому подобное. На этом этапе мы и сталкиваемся со сложностями, которые крупные компании не готовы решить быстро в силу своих бизнес-процессов.

Поэтому внедрение технологий блокчейн – вопрос времени, и наша компания, и наши клиенты будут стремиться перестроиться и работать в условиях новой действительности».

Эволюция контрактной системы

Фарид Мадани, генеральный директор :

«Мы продолжаем работу в нескольких направлениях, однако я пока не хотел бы раскрывать детали. Анонсирую только, что в ближайший год отрасль увидит сразу несколько интересных продуктов, основанных на применении блокчейна».
«В ближайший год отрасль увидит сразу несколько интересных продуктов, основанных на применении блокчейна»

Владимир Ершов, генеральный директор, член Совета директоров «СВ-Трансэкспо»:

«Отвечу коротко: да, есть. С помощью умных контрактов мы планируем находить новых клиентов, снижать расходы и увеличивать объемы продаж. Смарт-контракты должны помочь быстрее заключать договоры, сокращать сроки, необходимые для оформления сделок, эффективнее проводить финансовое планирование и учет».

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics:

«Смарт-контракт или компьютерный алгоритм, предназначенный для заключения и поддержания коммерческих контрактов в блокчейн, также применим в документировании цепи поставок.
В основании любого действия цепи поставок обычно используется SOP . Формализация операционной процедуры и автоматический контроль ее исполнения может стать основой смарт-контракта, когда стороны выполняют свои обязательства в полном объеме и производится оплата за выполненные услуги.

Сертификат качества услуг STS Logistics ISO-9001 означает, что все операционные процессы компании должным образом документированы и регулярно измеряются. При появлении удобной в применении технологии блокчейн и смарт-контрактов, мы сможем описать в терминах смарт-контрактов существующие процессы».

MVP и POC

Первым пунктом в Roadmap должна быть разработка Минимально жизнеспособного продукта (MVP). Это продукт, созданный за небольшие деньги и время, обладающий минимальным набором функций, которых достаточно, чтобы продемонстрировать use case на примитивном уровне. Основная идея — сокращение ресурсов и времени, которые необходимы для Подтверждения концепции (POC).

Пример MVP

Пример MVP и готового к продаже продукта

К примеру, MVP такси-сервиса Uber обладал лишь двумя функциями: соединение водителя с пассажирами и возможность оплаты. MVP для SCM также может включать одну или несколько функций, например отслеживание продукта, сбор информации о состоянии продукта, выдача информации, автоматическое заполнение документов, финансовые расчеты и тому подобное.

Причем необязательно, чтобы это выглядело красивым или было эффективным. Главное, продукт должен работать и давать представление о двух вещах:

  1. Способны ли блокчейн-технологии решить поставленную задачу (проблему)?
  2. Блокчейн-технологии лучше текущих решений («status quo»)?

Если решено опробовать готовые блокчейн-решения, которые используются другими компаниями для достижения целей, аналогичных вашим, создавать MVP необязательно, поскольку концепция уже доказана.

Насколько она защищена?

Кристоф Шмидт (Christoph Schmidt), специалист в области логистики Швейцарской высшей технической школы Цюриха ETHZ, выступает за использование открытых блокчейн-систем, таких как OpenSC, даже несмотря на то, что их внедрение потребует от компаний гораздо больших усилий и затрат. Но при этом он ставит под вопрос степень их защищенности.

«Я думаю, что использование OpenSC — это шаг в правильном направлении, поскольку такая платформа является децентрализованной системой, она не управляется только ограниченным числом компаний. Тем не менее, с точки зрения защиты данных это блокчейн-решение все еще является источником риска для компаний», — говорит он.

«Самая серьезная проблема использования блокчейн-технологии в системах поставок заключается во взаимодействии с реальной физической средой. В цепочке поставок всегда есть самые разные точки ввода данных, что является слабым звеном блокчейн-решения». Качество информации в рамках такой системы, как OpenSC, зависит от точности введенных данных. Кристоф Шмидт говорит, что в сложных цепочках поставок ввод данных оказывается серьезной проблемой.

Показать больше

логотипы Фейсбука

 

Читайте также:  Лучшие Биткоин кошельки в 2020 году. Рейтинг Bitcoin кошельков на русском языке

 

Почему Facebook выбрал Женеву для своего криптопроекта?

Этот контент был опубликован 30 мая 2020 года 30 мая 2020 года Решение компании Facebook резко поднимет авторитет региона как места, связанного с блокчейн-технологией, считает женевский министр.
Чем больше точек ввода данных, тем больше риск ошибок, особенно когда этим в спешке занимаются слабо обученные, а то и вообще неграмотные фермеры или сельскохозяйственные рабочие. Процесс ввода данных можно отчасти автоматизировать за счет использования RFID-меток, но при каждом взаимодействии блокчейн-технологии с реальным миром все равно присутствует вероятность совершения ошибки или даже злоупотреблений.

По оценке К. Шмидта, риск таких махинаций и подделок данных возрастает в «бедных странах, где люди отчаянно пытаются зарабатывать деньги. Одним из решений является привлечение для проверки достоверности информации, введенной в систему, независимых нормативно-сертифицирующих органов, таких как Fair Trade или Rainforest Alliance».

Спаситель глобализации

Блокчейн рассматривается энтузиастами как цифровой инструмент для реализации прямой демократии. Но пандемия COVID-19 поставила перед ним еще одну сверхзадачу — заставить работать пробуксовывающие механизмы глобализации. Блокчейн помогает восстановить разрушенное доверие и наладить разорванные связи, а его децентрализованная природа упрощает вовлечение новых участников в международное разделение труда.

Основные показатели глобализации, такие как объем международной торговли, и прямые иностранные инвестиции достигли плато еще десять лет назад. Толчком послужил финансовый кризис 2008 г, вызвавший рост протекционизма в развивающихся странах. Кроме того, влияние международных институтов, таких как WTO, игравших значительную роль в глобализации, снизилось. Протекционистские меры с наступлением кризиса резко усилились, так, например, 80 членов WTO ограничили поставки масок и других медицинских товаров за рубеж. А отсутствие пользующегося доверием, независимого и непредубежденного арбитра затрудняло преодоление разногласий. В этой ситуации технология блокчейн рассматривается как новый подход к созданию кооперативных альянсов.

Ставка на технологии

На протяжении последнего десятилетия компания Nestlé активно пытается разрушить связь между ее пальмовым маслом и вырубкой тропического леса, столь сильно и активно критикуемого сетевыми экоактивистами. В наше время «новой этики» нужно быть вдвойне осторожным: Фейсбук и Твиттер способны в момент уничтожить вашу репутацию без суда и следствия. Поди потом докажи, что ты не виноват.

Внешний контент

Как работает технология OpenSC

Поэтому данная швейцарская транснациональная корпорация давно уже начала закупать экологически чистое сырье, сертифицированную по критериям «Круглого стола по устойчивому производству пальмового масла» (RSPO), начав также контролировать своих поставщиков, используя спутниковый мониторинг.

В свое время Nestlé пообещала свести до нуля корреляцию своего пальмового масла с процессом вырубки тропических лесов уже к 2020 году, но пока, на данный момент, доля пальмового масла, поступающего в распоряжение компании в соответствии с нормативами RSPO, достигает только 70%, при этом на 62% путь пальмового масла можно отследить уже от плантации, а 93% − от завода по переработке до стола потребителя. Эксперимент по использованию блокчейн-технологии при производстве пальмового масла в Мексике стал очередной попыткой Nestlé обеспечить полный контроль над всей своей цепочкой поставок. Впервые компания интерес к технологии блокчейн проявила в 2020 году, став участником цифровой сети поставок IBM Food Trust.

Информационная рассылка

Подпишитесь на наш бюллетень новостей и получайте регулярно на свой электронный адрес самые интересные статьи нашего сайта
В 2020 году компания уже использовала блокчейн-технологию для учета и отслеживания цепочек поставок сырья для картофельного пюре Mousline и детской смеси Guigoz во Франции, а год спустя — для дистрибуции кофе бренда Zoégas в Швеции. Теперь с помощью смартфона потребители этих продуктов могут получить доступ к полной информации о фермерских хозяйствах, поставляющих сырье, о времени сбора урожая, об условиях хранения сырья на складах или о маршрутах поставки сырья и продукции.

В настоящее время Nestlé расширяет сферу применения данной технологии для работы с более сложными видами сырья, таким как пальмовое масло, пользуясь открытыми блокчейн-системами образца платформы OpenSC, созданной австралийским подразделением «Всемирного фонда дикой природы» (WWF) и инвестиционным подразделением компании Boston Consulting Group.

Показать больше

Криптовалюты: шансы и риски для Швейцарии

Этот контент был опубликован 21 июня 2020 года 21 июня 2020 года Швейцария издавна была важнейшим международным финансовым центром. Как отразятся на ней революционные изменения, связанные с криптовалютами?
Платформа OpenSC обеспечивает возможность организации автоматизированного отслеживания путей поставок сырья или готовой продукции, используя средства радиочастотной идентификации (RFID-метки), QR-коды и температурные датчики. Тем самым эта компания уже сейчас на практике реализует концепцию «интернета вещей» — сети физических предметов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями для удаленного взаимодействия через интернет друг с другом или с внешней средой.

С помощью таких технологий информация о продукте станет доступна любому пользователю. В настоящее время Nestlé тестирует блокчейн-платформу OpenSC для пальмового масла из Северной и Южной Америки и для произведенного в Новой Зеландии молока. «Новая платформа пока не получила такого развития, как IBM Food Trust. Она, к тому же, намного сложнее и требует создания новых источников данных», — говорит Бенджамен Дюбуа из компании Nestlé.

Дисбаланс сил

Использование блокчейн-технологий также создает опасность изоляции поставщиков, пока еще к ней не присоединившихся. А тот, кто уже стал ее участником, может оказаться в зависимости от одной-единственной , — говорит К. Шмидт.

Но даже когда поставщики присоединяются к блокчейн-системе, крупные компании-получатели все равно оставляют за собой право решать, какими им данными делиться с общественностью, а какие лучше придержать. Это особенно касается закрытых сетей, таких как IBM Food Trust, которая обеспечивает компаниям больший контроль за тем, кто и что может видеть.

Показать больше

Швейцарская компания Crypto Fund выходит на старт

Этот контент был опубликован 10 октября 2020 года 10 октября 2018 года Швейцарская компания Crypto Fund AG получила от регулятора лицензию на привлечение активов, номинированных в криптовалютах.
«Различные режимы доступа, определяющие набор доступных данных и тех, кто, собственно, имеет право с ними ознакомиться, устанавливаются исключительно владельцем данных. А данные, введенные сторонними организациями, часто являются собственностью изначального владельца». Так указано в разделе «Часто задаваемых вопросов» на сайте сети IBM Food Trust. В нашем случае «изначальным владельцем» будет компания Nestlé, которая и оплачивает услуги этой сети.

Кристоф Шмидт считает, что такое положение противоречит самой идее блокчейн-технологии, призванной, в теории, обеспечивать полную информационную прозрачность и свободный обмен данными и информацией между всеми участниками системы. «А пока блокчейн используется тут вовсе не так, как это было задумано», — утверждает эксперт.

* * *

Блокчейн позволяет беспрепятственно обмениваться цифровыми активами между всеми участниками сети. Для установления прав собственности и совершенных транзакций не нужно проходить проверку доверенной третьей стороной, что решает проблему доверия. Кроме того, блокчейн значительно ускоряет и удешевляет трансграничные переводы и расчеты. Наконец, технология снижает порог вхождения для мелких производителей, у которых нет даже собственного счета в банке. Все вместе позволяет в теории восстановить доверие и при этом обеспечить эффективность всей системы международной торговли. Посмотрим, как это будет происходить на практике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: