Рынок ценных бумаг – неотъемлемая часть экономики всех развитых стран. Банковские депозиты постепенно уходят на второй план, уступая место капиталовложениям в активы. В финансовом процессе задействовано много сторон, деятельность которых требует грамотной регулировки во избежание обвалов.
В России и Америке такие надзорные органы существуют давно. Сравним принцип работы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ и Комиссии по ценным бумагам и биржам США.
Немного истории
История SEC берет начало с Великой депрессии, бушевавшей с 1929-го по 1939-й. Рынок ценных бумаг США, с момента своего формирования де-факто носивший стихийный характер, 24 октября 1929 подвергся обвалу, в результате пострадало огромное количество инвесторов, а через несколько месяцев — и население всей страны. Немногие знают, что первый масштабный кризис на фондовом рынке США случился еще в 1907 году, но оказался относительно краткосрочным и не привел к катастрофическому снижению уровня жизни.
В 1929 году и далее было иначе: разоренные люди выбрасывались из окон, снимали на ночь комнаты в отеле, чтобы покончить с собой, стояли за бесплатной похлебкой… фермеры, главная опора США в 20-е годы, выливали молоко на улицу и топили печи зерном, которое было невыгодно вести на рынок. К 1932 г. рынок акций упал почти на 90% от максимума 1929 года. Возникли «гувервилли» — постройки из подручных материалов наподобие современных индийских трущоб для массового выживания людей, некоторые из которых существовали вплоть до конца 40-х годов. В этих условиях выросли всемирно известные актрисы — Ава Гарднер и Мерилин Монро.
В том же 1932 году к власти пришли демократы во главе с Франклином Рузвельтом, который разработал программу выхода из экономической пропасти. Одним из пунктов плана было взятие под контроль стихии рынка ценных бумаг. Поэтому уже в 1933 г. был принят закон «О ценных бумагах», а год спустя — положение «О торговле ценными бумагами», для исполнения которого в 1934 году была учреждена комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC). Ее первым главой Сенат назначил Джозефа Кеннеди, сын которого станет одним из самых известных американских президентов. Сам Джозеф, кстати, стал одним из немногих, кто сумел разбогатеть в это тяжелейшее время.
Причины и следствия
Дискуссии, касающиеся причин, вызвавших начало Великой депрессии, ведутся не один десяток лет. Одни уверены в неэффективности политики американских властей, другие — в чрезмерной динамичности частного бизнеса. Как бы то ни было, тот факт, что капитализм просто-напросто больше не был саморегулирующейся системой, приведшей к началу кризиса, никто отрицать не будет.
В экономике того времени на территории США можно проследить четкий принцип синусоиды: расцвет резко сменился кризисом перепроизводства товаров. Более того, рост рынка и наличие большого капитала, действующего вне рамок регулировки на общенациональном уровне, привели к тому, что у рынка попросту пропала возможность «переваривать» то невероятное количество товаров и продуктов питания, которое производилось.
И, конечно же, спекуляции сыграли не последнюю роль: финансовый рынок активно развивался, и торговля акциями уверенно шла вверх. А контролировать процесс было некому, и, как следствие, создавались финансовые «пустышки», проводились бесчисленные махинации и фиктивные спекуляции.
Комиссия по ценным бумагам США: базовые акты
Согласно информации официального сайта (https://www.sec.gov), деятельность SEC основывается на восьми базовых законодательных актах и нормативных документах:
№ | Английское название | Год принятия | Русское официальное название или вольный перевод | Краткое описание |
1 | Securities Act | 1933 | О ценных бумагах | Обязывает компании, которые выпускают ценные бумаги (ЦБ) раскрывать инвесторам, в том числе потенциальным, финансовую информацию, и любую другую о деятельности предприятия.
Содержит жёсткий запрет на публикацию или другие способы предоставления заведомо ложной или недостоверной информации. |
2 | Securities Exchange Act | 1934 | О торговле ценными бумагами | Устанавливает механизмы регулирования ЦБ, относя к таковым акции, облигации и долговые обязательства (кроме векселей). |
3 | Trust Indenture Act | 1939 | О трастовом соглашении | Детализирует особенности обращения долговых инструментов. Предусматривает их обязательную регистрацию в SEC.
Устанавливает, что вторичное обращение возможно только с согласия компании-эмитента. |
4 | Investment Company Act | 1940 | Об инвестиционных компаниях | Утверждает:
Обязывает компании предоставлять всеобъемлющие данные по поводу:
Информация должна публиковаться при первичном размещении бумаг, а затем регулярно в соответствии с нормативными документами SEC. Согласно этому закону SEC не имеет права влияния на принятие инвестором решений о вложении средств в бумаги. Ее задача – контроль за своевременностью, полнотой и правдивостью информации. |
5 | Investment Advisers Act | 1940 (1996) | Об инвестиционных консультантах | Установил норму, по которой любой субъект предпринимательской деятельности, консультирующий потенциальных инвесторов по поводу вложений средств в различные инструменты, обязан быть зарегистрирован в SEC.
Он обязуется строго придерживаться всех положений о защите прав инвесторов и их средств. Поправкой 1996 года вводилась послабляющая норма, которая предусматривает обязательную регистрацию, если управляемые активы превышают 25 миллионов долларов США. |
6 | Sarbanes-Oxley Act | 2002 | Сарбэйнса — Оксли | Является вторым значимым документом в сфере регулирования ЦБ за всю историю.
В значительной мере повышает уровень требований к отчетности, ее процедурам для всех участников:
Закон стал результатом большого количества громких скандалов по поводу недобросовестности высшего руководства крупных эмитентов и инвестиционных .
Читайте также: Что такое волатильность валюты на форекс простыми словами?
|
7 | Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act | 2010 | Додда — Фрэнка «О реформировании Уолл-стрит и защите потребителей» | Принят для понижения рисков в недрах финансовой системы США. Расширил полномочия федеральных органов регулирования, в том числе SEC.
Ключевым моментом закона является так называемое «Правило Волкера», суть которого в запрещении банковским учреждениям, использующим федеральные гарантии, производить вложения средств своих вкладчиков в инвестиционные прямые фонды и хедж-фонды в объемах более 3% от их собственного уставного капитала. А также участвовать в уставных капиталах таких фондов в части, превышающей 3%. Закон стал реакцией на такой громкий скандал, как финансовая пирамида Берни Мейдоффа. |
8 | Jumpstart Our Business Startups Act | 2012 | Положение о стартапах | Предписывает SEC разработать и принять нормативную базу, которая устранит запрет на публичное размещение акций приватных фирм и рекламу такого размещения, в случае если:
1) в условиях предполагается размещение среди аккредитованных инвесторов; 2) эмитент делает все с пониманием того, что его ЦБ приобретают аккредитованные инвесторы. |
9 | Rules and Regulations | Нормы и другие регуляторные акты SEC США | Разрабатываются самой Комиссией на исполнение вышеперечисленных законодательных актов. Состоит из норм (Rules) и конкретных инструкций по различным процедурам. |
Формы отчетности US SEC.
Существует более 50 различных типов форм SEC, которые используются для выполнения требований к отчетности. Далее мы рассмотрим некоторые основные формы — наиболее важные для финансовых аналитиков.
Большинство форм SEC должны заполняться и подаваться в электронном виде, поэтому финансовый аналитик может получить интересующие его формы на любом из множества веб-сайтов, в том числе на собственном веб-сайте SEC.
Некоторые формы требуются только при первоначальном публичном размещении ценных бумаг, в то время как другие должны предоставляться на периодической основе в дальнейшем. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных источников информации, используемых финансовыми аналитиками.
Форма регистрации первичного размещения (Форма S-1).
Закон 1933 года требует от компаний, размещающих на бирже свои ценные бумаги, подать заявление о регистрации размещения (см. Форму S-1).
Новые эмитенты, а также ранее зарегистрированные компании, выпускающие новые ценные бумаги, обязаны подавать эту форму.
Необходимая информация для заполнения информация зависит от размера и характера размещения. Как правило, эта информация включает:
- раскрытие информации о ценных бумагах, предлагаемых для продажи,
- взаимосвязь этих новых ценных бумаг с другими ценными бумагами эмитента,
- информацию, обычно предоставляемую в ежегодных отчетах,
- последние аудированные финансовые отчеты и
- факторы риска, связанные с бизнесом эмитента.
Формы 10-K, 20-F и 40-F (годовые отчеты).
Это формы, которые компании обязаны сдавать ежегодно.
- Форма 10-K предназначена для американских эмитентов,
- Форма 40-F — для некоторых канадских эмитентов, и
- Форма 20-F — для всех остальных неамериканских эмитентов.
Эти формы требуют всестороннего внимания финансовых аналитиков, включая информацию о бизнесе компании, раскрытие финансовой информации, судебных процессов, а также информации, связанной с руководством компании.
Финансовые раскрытия включают в себя краткий исторический обзор финансовых результатов (обычно за последние 10 лет), комментарии руководства (MD&A) о финансовом состоянии и результатах деятельности компании и аудированные финансовые отчеты.
Годовой отчет для акционеров (Annual Report).
В дополнение к годовым формам SEC (например, Форме 10-K), большинство компаний подготавливают для акционеров годовой отчет.
Это не требование SEC.
Годовой отчет, как правило, рассматривается, как одна из самых значительных возможностей для компании показать себя в выгодном свете перед акционерами и другими внешними сторонами.
Соответственно, годовой отчет часто представляет собой весьма проработанный с маркетинговой точки зрения проспект с фотографиями, вступительным обращением руководителя компании, финансовыми данными на графиках, информацией о рыночном сегменте, исследованиях и разработках компании, а также с описанием будущих корпоративных целей.
В отличие от годового отчета для акционеров, Форма 10-K является более строгим документом юридического характера, с минимальным акцентом на маркетинг.
Хотя описание перспектив и планов компании отличается в этих двух отчетах, есть также и значительное сходство между годовым отчетом и ее формой 10-K. Некоторые компании подготавливают только Форму 10-K или общий документ, который объединяет в себе 10-K и годовой отчет.
Отчет-доверенность с информацией о предстоящем общем собрании акционеров (Proxy statement / Form DEF-14A).
SEC требует, чтобы компания направила своим акционерам так называемый Proxy statement или Форму DEF-14A (или просто ‘proxy’, т.е. отчет-доверенность) перед собранием акционеров.
Этот отчет содержит доверенность от акционера на то, чтобы предоставить другой стороне право проголосовать на собрании по вопросам, поставленным на голосование. Регулярные собрания акционеров проводятся не реже одного раза в год, но внеочередные собрания также требуют этого отчета.
Отчеты-доверенности, особенно для годовых собраний акционеров, содержат информацию, которая часто бывает полезна финансовым аналитикам.
Эта информация, как правило, включает в себя предложения, вынесенные на голосование, сведения долях участия руководства и основных владельцев, биографические сведения о руководителях компании и раскрытие информации о их вознаграждении.
Отчет-доверенность подается в SEC по Форме DEF-14А.
См. также: примеры отчетов по Форме DEF-14А.
Формы 10-Q и 6-K (промежуточные отчеты).
Это формы, которые компании обязаны представить за промежуточные периоды:
- Форма 10-Q — квартальная, для американских компаний,
- Форма 6-K — полугодовая, для многих неамериканских компаний.
Эти формы требуют предоставления определенной финансовой информации, в том числе неаудированных финансовых отчетов и MD&A за промежуточный период, рассматриваемых в форме.
Кроме того, если некоторые нерегулярные события, — такие, как принятие существенных положений учетной политики, начало существенного судебного процесса или существенное ограничение прав любых держателей любого класса зарегистрированных ценных бумаг, — имели место в течение промежуточного отчетного периода, эти события должны быть включены в отчет по Форме 10-Q.
Компании могут предоставлять отчет по Форме 10-Q акционерам или могут подготовить для них отдельный, сокращенный квартальный отчет.
Структура руководства SEC
Комиссия по ценным бумагам формируется из пяти членов, один из которых является Председателем. Кандидатуры предлагает Президент Соединенных Штатов, затем они утверждаются Сенатом. Один из членов становится председателем Комиссии, так же по личному назначению Президента. Из одной партии могут назначаться три члена. Решения принимаются на Заседаниях Комиссии, для чего достаточно простого большинства. В случае равенства голосов решающим является мнение Председателя. Для кворума достаточно присутствие трех членов.
Членами могут стать только известные на рынке личности, которые достигли определенных высот в карьере и заслужили безупречную репутацию. После назначения на должность в федеральном агентстве, они покидают свои посты в коммерческих структурах. Таким способом осуществляется баланс между интересами участников рынка и государства.
На сегодняшний день Председателем комиссии по ценным бумагам и биржам стал Уолтер Джей Клейтон, кандидатуру которого выдвинул Дональд Трамп, а утверждение Сенатом состоялось 4 мая 2017-го. До назначения он работал практикующим юристом на Уолл-стрит. Однако других назначений на должности остальных членов пока нет. На текущий момент комиссия состоит из трех лиц – председателя и двух членов: Кары М. Стейн, и Майкла С. Пивовара, которые трудятся на своих должностях с 2013-го года.
Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE)
Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) – крупнейшая американская фондовая биржа. Основана в 1792 году в результате Баттонвудского Соглашения между брокерами. Это самая ранняя зарегистрированная организация для торговли ценными бумагами в Нью-Йорке. Главное здание расположено на Уолл-Стрит, улице, негласно считающейся мировым центром ведения биржевых торгов. С 2013г. NYSE принадлежит холдинговой компании Intercontinental Exchange (ICE).
Более две трети всех сделок в мире с акциями совершается на этой площадке. Капитализация рынка составляет более 23 триллионов долларов (почти 25% мирового рынка).
Сегодня на бирже NYSE залистинговано более 4200 тикеров, в основном это «голубые фишки» и быстроразвивающиеся компании. Среди них самые дорогие компании мира. Суммарная капитализация торгующихся здесь ценных бумаг существенно превосходит аналогичный показатель других мировых бирж. Биржа имеет статус межконтинентальной, многие компании мира стремятся получить доступ к торгам. Участники торгов на бирже NYSE могут использовать широкий спектр преимуществ, включая доступ к капиталу, улучшенный брендинг и видимость, повышенную ликвидность. Котируемые на NYSE ценные бумаги выигрывают от повышения рыночного качества модели «high tech / high touch». Для того, чтобы ценные бумаги компании котировались на бирже, ей нужно соответствовать определенным требованиям, поэтому далеко не все эмитенты могут торговаться здесь.
NYSE предлагает инвесторам:
- Широкий набор инструментов.
- Высококлассный инструментарий для трейдинга — наилучшее время на обновление котировок, скоростные торговые терминалы позволяют исполнять сделки за рекордно короткие сроки в доли миллисекунд.
- Высокую ликвидность ценных бумаг (на бирже за день в среднем торгуется 5% от всех зарегистрированных ценных бумаг, в дни ребалансировки индексов и погашения опционов это значение достигает 10%).
- Надежность инвестиций. Кроме надзора со стороны национальных финансовых организаций, страховки, сами правила листинга биржи дают дополнительный резерв надежности.
- Прозрачность информации в последние минуты работы биржи. Данные рассылаются каждые 5 секунд крупным поставщикам информации, таких как Bloomberg и Thomson Reuters.
Торги на NYSE проводятся с понедельника по пятницу с 9:30 до 16:00 по местному времени (по московскому времени с 16-30 до 23-00).
Биржа NYSE в настоящее время является одним из новаторов в инвестиционном бизнесе (электронно-цифровой формат работы, интегрированная система продаж и др.). При этом благодаря ряду традиций сохраняет свою аутентичность – с момента основания биржи сигналом начала и окончания торгов является звон колокола. В числе тех, кто удостаивался права запустить торги на бирже, — известные люди политики, спорта, музыки, общественные деятели и даже мультипликационные герои. Руководство Нью-Йоркской фондовой биржей неизменно осуществляется Советом директоров в составе 27 человек. Количество индивидуальных членов биржи составляет 1366, в основном это брокеры. Членство можно приобрести или арендовать. Стоимость «членского билета» доходит до 3 млн. долларов. При этом почти треть общего количества мест – арендованные.
NYSE занимается расчетом таких значимых биржевых показателей как индекс Dow Jones, S&P 500 и индекс NYSE Composite.
Сайт биржи: https://www.nyse.com/index
Организационная структура SEC
Комиссия по ценным бумагам состоит из:
1) пяти основных отделений (дивизионов):
Название отделения |
Направление деятельности |
|
1 |
Дивизион корпоративных финансов (Corporation Finance) |
Занимается эмиссионными процессами акционерных обществ. |
2 |
Дивизион управления инвестициями (Investment Management) |
Занимается защитой всех групп инвесторов, включая юридических и физических лиц, отвечает за отчетность эмитентов, которая подается ежеквартально. |
3 |
Дивизион принуждения к соблюдению законов (Enforcement) |
Контролирует выполнение эмитентами и профессиональными участниками рынков законодательства. |
4 |
Дивизион торговли и рынков (Trading and Markets) |
Надзор за рынками, в том числе профессиональными торговцами ЦБ, фондовыми биржами. Осуществляет их лицензирование, занимается их отчетностью и раскрытием информации. Отчетность подается ежеквартально. |
5 |
Экономический и рисковый анализ (Economic and Risk Analysis) |
Занимается аналитикой текущей экономической ситуации, разработкой стратегий развития рынка ЦБ, включая различные финансовые инновации. |
2) 24-х более мелких подразделений, которые обеспечивают оперативную деятельность агентства;
3) 11-ти региональных отделений, упоминавшихся выше.
Сфера регулирования SEC
В сферу регулирования SEC входят рынки ценных бумаг, их эмитенты и операторы (например, брокеры).
Для понимания сути ЦБ нужно сразу оговорить, что однозначно определенного списка этих инструментов не существует. В законе 1933 года к ним были отнесены акции предприятий, облигации и все виды долговых обязательств, которые имеют свойства вторичного обращения. В этот список не вошли векселя (the bills), которые регулируются Международной Женевской конвенцией 1937 года. Позже было принято решение, что вопрос принадлежности финансового инструмента к ЦБ (securities) возлагается на комиссию по ценным бумагам и биржам, которая проводит анализ по следующим критериям:
1. Эмиссионный характер инструмента, который предполагает свободное обращение с вложением в него собственного капитала инвестора активом любого вида. В последнее время таковыми могут быть криптовалюты.
2. Факт того, что инвестор является участником компании-эмитента, вне зависимости от места официальной регистрации такого предприятия.
3. Потенциальная возможность инвестора получить прибыль на свой вложенный капитал в следующих формах:
• дивиденды; • любые виды периодических выплат; • рост стоимости приобретенного инструмента (курсовая разница)
4. Ограничение инвестора в управлении, либо полное отсутствие такового.
Интересно, что комиссия по ценным бумагам уже признала таковыми определённые виды токенов, которые имитируются продуцентами криптовалют для внутренних расчетов. Ведутся дебаты по поводу появления первого биржевого фонда ETF на биткоин.
Пример (1) подачи заявления о регистрации первичного размещения.
В 2004 году Google подала в SEC заявление о регистрации своего первичного публичного размещения ценных бумаг (обычные акции Класса A).
В дополнение к большому количеству финансовой и прочей информации, форма регистрации содержала 20-страничное описание бизнеса и отрасли компании Google.
Вопрос:
Что из перечисленного ниже, наиболее вероятно, было включено в заявление о регистрации Google?
- A. Промежуточные неаудированные финансовые отчеты.
- B. Оценка факторов риска, связанных с бизнесом.
- C. Прогнозируемые денежные потоки и доходность бизнеса.
Решение:
Ответ B является правильным.
Информация, представляемая компаниями в регистрационных заявлениях, как правило, включает в себя:
- раскрытие информации о ценных бумагах, предлагаемых для продажи,
- взаимосвязь этих новых ценных бумаг с другими ценными бумагами эмитента,
- информацию, обычно предоставляемую в ежегодных отчетах,
- последние аудированные финансовые отчеты и
- факторы риска, связанные с бизнесом эмитента.
Компании предоставляют информацию, полезную для прогнозирования денежных потоков и доходности, но, как правило, не включают ее в регистрационное заявление. Они также не включают неаудированные промежуточные отчеты в заявление о регистрации первичного размещения акций.
Компании подают и другие формы SEC — либо периодически, либо, если имели место существенные события или операции между периодическими формами, указанными выше.
По своей сущности эти формы иногда содержат наиболее интересную и своевременную информацию, которая может иметь серьезные последствия для инвестиционной оценки.
Форма 8-K (текущие отчеты).
В дополнение к предоставлению годовых и промежуточных отчетов SEC, эмитенты должны отчитываться о существенных корпоративных событий на текущей основе.
Форма 8-K (и Форма 6-K для неамериканских эмитентов) является «текущими отчетами», которые компании должны предоставлять в SEC, чтобы сообщить о таких важных событиях, как:
- корпоративное приобретение или выбытие корпоративных активов,
- изменения в составе ценных бумаг и на рынках, где они торгуются,
- вопросы, связанные с бухучетом и финансовой отчетностью, корпоративным управлением и управлением изменениями, а также
- раскрытие информации в соответствии с Положением о достоверном раскрытии информации (Regulation FD).
Положение о достоверном раскрытии информации (Regulation FD, от Regulation Fair Disclosure) предусматривает, что, когда эмитент раскрывает существенную непубличную информацию определенным физическим или юридическим лицам — он должен сделать публичное раскрытие этой информации.
В целом, эта информация предназначена для профессионалов рынка ценных бумаг, таких как рыночные аналитики или держатели ценных бумаг эмитента, которые могут торговать на основе данной информации.
Таким образом, это правило на обеспечение обеспечения полного и достоверного раскрытия информации.
Формы 3, 4, 5 и 144 (раскрытие информации о бенефициарах).
Формы 3, 4 и 5 необходимы, чтобы сообщить SEC о бенефициарных владельцах ценных бумаг.
Эти в эти формы необходимо включать директоров и прочих должностных лиц зарегистрированной компании, а также бенефициарных владельцев более чем 10% класса именных эмиссионных ценных бумаг (у именных ценных бумаг может быть законный владелец, не являющийся бенефициарным владельцем, получающим доход от владения ценной бумагой).
- По Форме 3 подают первичное заявление,
- Форма 4 нужна, чтобы отчитаться об изменениях, и
- Форма 5 является годовым отчетом.
Форма 144 является уведомлением о предполагаемой продаже ограниченных ценных бумаг (т.е., с ограничение на продажу и передачу) или ценных бумаг, принадлежащих аффилированным лицами эмитента.
Эти формы можно использовать для изучения возможности покупки и продажи ценных бумаг у директоров, должностных лиц и прочих, аффилированных с компанией лиц, которые в совокупности рассматриваются в качестве корпоративных инсайдеров.
Форма 11-K (годовой отчет).
Форма 11-K — это ежегодный отчет о покупке акций, сбережениях и аналогичных программах предоставления акций работникам компании.
Отчет может представлять интерес для анализа компаний с существенными программами вознаграждения сотрудников опционами, поскольку он содержит больше информации, чем раскрывается в финансовой отчетности компании.
В других юрисдикциях (помимо США) также существует подобное законодательство для регулирования обращения ценных бумаг и рынков капитала. Регулирующие органы несут ответственность за соблюдение правил, а регулирование обращения ценных бумаг призвано соответствовать целям IOSCO, описанным выше.
В каждой юрисдикции регулирующие органы либо создают или, что более типично, признают и принимают определенную систему или системы стандартов финансовой отчетности. Регуляторы также устанавливают требования к формам и порядку сдачи отчетности.
Члены IOSCO договорились о сотрудничестве в области разработки, внедрения и обеспечения соблюдения международно признанных и согласованных стандартов регулирования рынка ценных бумаг.
Способы надзора SEC за рынком:
- Анализ обязательной отчетности участников рынка
- Добровольная информация, которую предоставляют инвесторы по поводу своих счетов и качества услуг брокеров, трейдеров, инвестиционных консультантов и др.
- Надзор за фондовыми биржами, которые сами по себе являются саморегулирующими организациями
- Координация действий и обмен информацией с другими финансовыми регуляторами – американскими и зарубежными
Кроме того, имеется взаимообмен информацией с саморегулируемыми организациями, такими как MSRB и FINRA. В чем разница между FINRA и SEC? FINRA — это не государственная структура, а именно саморегулирующаяся организация участников рынка. Очень мощная, но все же не государственная. Оба регулятора во многом дублируют функции друг друга, но на несколько разных уровнях общей системы регулирования.
Американская Фондовая Биржа (NYSE MKT LLC, ранее AMEX)
Американская Фондовая Биржа (NYSE MKT LLC, ранее AMEX) – одна из бирж США, основанная в 1911 году в Нью-Йорке. В настоящее время переименована в NYSE MKT LLC и принадлежит бирже NYSE. Капитализация – около 1 трлн. долларов.
Расцвет компании пришелся на вторую половину 20-го века, когда количество компаний в листинге на площадках AMEX почти сравнялся с NASDAQ. Но после запуска электронной торговой площадки на бирже NASDAQ произошел значительный отток участников торгов. В ответ на сложившиеся кризисные условия компания начала искать альтернативные пути развития – расширение списка доступных инструментов, запуск листинга иностранных компаний. Эти меры приносили временный эффект. В эти непростые для биржи временя AMEX «перешла в руки» NASDAQ, потом был обратный выкуп. Но в итоге в 2008 году, в условиях мирового экономического кризиса, AMEX окончательно потеряла свою жизнеспособность – потеряла свой суверенитет, перейдя во владение к NYSE и переименована в NYSE MKT LLC.
На сегодня NYSE MKT LLC является площадкой для листинга и обращения компаний с малой и средней капитализацией. В биржевой среде ее считают «плацдармом» для разгона небольших компаний, которые в последующем при достижении определенного уровня уходят на биржу NYSE.
Бирже принадлежит собственный индекс AMEX MII, который в последствии переименован в NYSE Arca Index. В него входит большая 20 компаний, таких как Coca-Cola, McDonalds, General Electric, IBM, Microsoft и другие.
Сайт биржи: https://www.nyse.com/markets/nyse-american
SEC как регулятор: штрафы
Несмотря на принятие в новом тысячелетии трех дополнительных актов, никак нельзя сказать, что число нарушений, фиксируемых регулятором, постоянно снижается. Бывают спокойные годы — так, в 2002 г. комиссия выписала только один штраф за мошенничество в размере 10 млн. долларов. Однако с октября 2014 г. по март 2020 г. (всего полгода!) санкциям комиссии по ценным бумагам подверглись сразу 103 компании, причем в 2014 году (финансовый год оканчивается в сентябре 2014 г.) регулятор собрал более 4 млрд. долларов штрафов.
Т.е. если по физическим лицам количество штрафов оставалось примерно постоянным (данные за 2020 год неполные), то число штрафов компаний росло с 2007 по 2014 год, несмотря на принятые в 2010 и 2012 годах положения регулятора. Наиболее урожайным по штрафам ожидаемо оказался кризис 2008 года, поэтому максимальные суммы выплат компаний при последующих разбирательствах в 2010-11 гг. не случайны. В августе 2020 года комиссия обвинила в мошенничестве российского брокера Exante, однако затем претензии к компании были сняты.
Антикризисные меры Рузвельта
В момент самого пика Великой депрессии, в 1932 году, новым президентом США стал Франклин Рузвельт. Сразу же, в первые 100 дней своего президентства он старался принять как можно большее количество законов, направленных на сдерживание ситуации, поскольку была угроза ее ухудшения. Программа по реформам, которую разработал и запустил Франклин, продлилась вплоть до 1938 года.
В первый период осуществления мер по борьбе с кризисом были объявлены банковские каникулы. После того как деятельность банков была приостановлена, утвердили законопроект, допускающий возобновление работы банка только после тщательных проверок специальными государственными органами, которые решали, может ли работать банк дальше.
Если банку давали «зеленый свет», то федеральное правительство ему финансово помогало. Фактически это означало, что Рузвельт мог сделать банковскую систему национальной, однако он предпочел восстановить банковский сектор, помочь частным финансовым учреждениям, поскольку только так можно было заставить экономику страны функционировать в нормальном режиме.